• г. Николаев, ул. Молодогвардейская, 36
    • +38 0512 59-07-07
    • averbukh63@gmail.com
    • +38 050 337-20-53
    •         

Месяц назад прозвенел первый звонок. И уже целый месяц родители и первоклашек, и десятиклассников мучают себя вопросом: "Как?" Как заставить ребенка учиться? И не из-под палки, а так, чтоб сам понял, что это нужно, в первую очередь, ему самому, а не маме с папой, и не учителям в школе.

Что же положительно влияет на желание ребенка постигать науки, а какие факторы вызывают прямо противоположную реакцию?

Основной движущей силой в мотивации любого человека есть цель самовыражения, желание быть увиденным и оцененным другими. Особенно сильно это выражается в детском возрасте - ребенку всегда хочется быть в центре внимания и если возникают условия для подавления инициативы, у ребенка развиваются предпосылки для агрессивных импульсов, которые, впоследствии, могут отрицательно сказываться на процессе обучения. 

С другой стороны, чрезмерное внимание на ребенка со стороны родителей и школы также может подавлять его мотивацию, ставя перед ним слишком высокие и практически недостижимые задачи. Если к ребенку постоянно предъявляют завышенные требования, он учится без радости.

Еще одним фактором, влияющим на мотивацию к обучению, является фактор взаимодействия ребенка с другими детьми и учителями. Учителя и такие личностные факторы как взаимная симпатия или антипатия играют при этом большую роль.

Учителю, к которому ученик не испытывает симпатии, очень нелегко достичь контакта и вызвать доверие ребенка к себе и интерес к своему предмету.

Очень часто учители лишь критикуют учеников, произнося похвалу только всему классу или избранным любимчикам. И, конечно, слова "Возможно, многие не поймут это с первого раза..." или "Некоторым такие понятие сейчас недоступны..." мгновенно подавляют интерес ученика как к учителю, так и к его предмету. И даже когда учителя меняются, сломить стереотип ребенка по отношению к предмету очень сложно.

Для повышения внутренней мотивации ученика со стороны учителя требуется совсем немного - дайте ему возможность в процессе урока подискутировать с вами, аргументировано отстаивая свою точку зрения, похвалите за адекватную оценку ситуации и мягко укажите на возможные минусы его теории - и, бывший враг становится наставником, а его предмет - увлекательным и нужным в жизни.

От родителей так же во многом зависит желание ребенка учиться в радостью. Первым фактором здесь выступает родительская любовь. Конечно, родительская любовь важна, но только та, которая способствует, а не сдерживает развитие внутренней мотивации ребенка.

Как часто, стремясь помочь и поддержать свое чадо и произнося слова "Давай я, ты так не сделаешь" или "Смотри и учись пока", мы невольно ограничиваем детское пространство для развития их талантов и способностей.

С другой стороны, стараясь поддержать ребенка, мы раздаем необдуманные похвалы, в результате чего дети выстраивают перед собой труднодостижимые цели, и не достигая таких высот, теряют интерес к своему занятию.

Мотивация ребенка к учебе в школе - сложный, многоступенчатый процесс, в котором должны участвовать и семья, и школа. И чем слаженней будут действия взрослых, тем больше пространства для обучения и тренировок своих талантов и способностей получит ребенок. Главное - ребенок должен усвоить одно правило: в любых действиях ошибок не избежать, они были, есть и будут у каждого, но ошибку и соответствующие ей последствия обязательно нужно решить, а не зацикливаться на ней. Только тот двигается вперед, кто бросает вызов. И ребенок должен это понять с Вашей помощью!